По результатам тестирования технологий распознавания лиц, проведенного Национальным институтом стандартов и технологий (National Institute of Standards and Technologies, NIST) при Министерстве торговли США, казахстанский проект Verigram вошел в топ-20 среди проектов со всего мира (топ-10 в секции WILD). Впервые в истории в этом рейтинге оказался продукт из Центральной Азии. Отечественная технология смогла обойти таких именитых производителей, как Dahua (Китай), Intel Research (США), Idemia (Франция). Основатели Verigram признаются, что попали в рейтинг с первого раза и теперь по факту участия в тестировании NIST они вошли в списки американского института. Что собой представляют технологии Verigram и почему они показывают такие высокие показатели точности алгоритмов?
Конвейер технологий
В 2017 году алматинские предприниматели Чингиз Кеншимов, Адлет Мукашов, Аскар Едилбаев, Игорь Литтиг и Уахат Бастимиев основали компанию Verigram и начали разрабатывать технологии распознавания лиц, а также сканирования документов. Сегодня компания предоставляет отечественному бизнесу сразу три разных продукта. Распознавание лиц – флагманский продукт. Это система, которую казахстанцы разработали для того, чтобы клиенты могли проходить удаленную верификацию личности. В решении используется сочетание функций детектирования лица, захвата и распознавания. Лицо клиента сравнивается с эталонной фотографией из имеющегося источника. Результатом является подтверждение личности человека. Адлет Мукашов объясняет, что этот механизм удалось построить, основываясь на технологиях глубокого обучения (Deep Learning) с современной архитектурой искусственных нейронных сетей и актуальными методами их обучения.
При этом казахстанские разработчики пошли дальше и решили не только верифицировать лица, но и проверять их на реальность. Алгоритмы определения живости помогают отличать настоящих людей от подделок в виде фотографий, видео или масок. «Клиент проходит процесс определения живости, где с помощью данных с камеры определяется его реальность. Технология определения живости помогает снижать уровень мошенничества», - объясняет Мукашов. Кроме этих продуктов, разработчики предлагают казахстанскому бизнесу систему автоматического сканирования документов и текста.
«Мы поэтапно развивались, инвестировали в технологии и выросли в большого игрока», - говорит Уахат Бастимиев. По его словам, их алгоритмы быстро заинтересовали отечественный бизнес. «Почти все представители рынка телекоммуникаций Kcell, Tele2 и Beeline – наши клиенты. Также мы работаем с банками – Halyk Bank, к примеру, использует продукт сканирования удостоверяющих документов в мобильном банкинге. Работаем мы с бизнесом, то есть b2b, суммарно у нас уже 60 клиентов. Мы стали более гибкими, наши алгоритмы легко встраиваются в готовые приложения, а для микрофинансовых организаций, например, мы предоставляем SaaS-платформу. Ведь не все могут себе позволить содержать собственные IT-ресурсы», - рассказывает специалист.
Verigram при этом не только коммерческий проект, который нацелен на продажи технологий бизнесу. Разработчики помогают казахстанскому финрегулятору и активно делятся собственными технологиями. «Мы участвуем в проекте «Центр обмена идентификационными данными» (ЦОИД) при Национальном банке РК, который станет основополагающей инфраструктурой для построения универсальной цифровой среды для взаимодействия между финансовыми институтами и их клиентами», - детализирует Бастимиев.
По словам сооснователя компании Адлета Мукашова, в 2017 году ребята начинали проект как стартап. «Однако пришлось перестроиться и стать зрелой компанией, ведь к нам приходили крупные клиенты, и мы должны были оперативно разрабатывать для них решения и соответствовать их ожиданиям и стандартам. У многих в начале был скепсис, мол, вы ведь стартап. Зачем нам нужен ваш продукт, если есть технологии крупных международных игроков. У нас по-прежнему принято относиться лучше к компаниям из-за рубежа, а к стартапам - как к группе студентов», - сетует он. При этом, продолжает Мукашов, оценки эффективности алгоритмов Verigram наглядно демонстрируют, что конкурентоспособный продукт может быть разработан и здесь – в Казахстане.
Несмотря на все трудности и изначально предвзятые отношения, Verigram стал лидером рынка биометрической верификации в Казахстане, которому сегодня доверяют крупнейшие банки, сотовые операторы и финансовые организации. Ежемесячно открываются сотни тысяч банковских счетов, регистрируются сим-карты, и выдаются займы - все в онлайне.
Компания Verigram, как признается Мукашов, для некоторых по-прежнему воспринимается сложной, а её специфика – крайне узкой. «На самом деле это не так. Еще с начала пандемии 2020 года мы увидели, как быстро развивается тренд перехода бизнеса в онлайн-формат. Такой переход требует подтверждения и биометрической верификации личности клиентов. Любой сервис, который переходит в онлайн, рано или поздно потребует пройти процесс KYC. Ведь мы все, уходя в цифровой мир, будем подтверждать свою личность – что мы существуем, что мы те, за кого себя выдаем и что нам можно доверять. Для того чтобы быть уверенным, что с человеком можно вступать в контакт, заключать с ним сделку», - объясняет Адлет. При этом, подчеркивает Мукашов, если до пандемии их алгоритмами клиенты пользовались в light-режиме, то сегодня это неотъемлемая часть их бизнес-процессов в предоставлении удаленного обслуживания клиентов.
Клиентами Verigram являются не только казахстанские компании. Технологиями интересуются и активно тестируют финансовые организации из Африки, Юго-Восточной Азии и Восточной Европы. В планах компании – наращивать экспортный потенциал и постараться покорить мировой рынок. Признание их американским институтом подчеркнуло это еще сильнее. По прогнозам компании PricewaterhouseCoopers, через 8 лет технологии, связанные с искусственным интеллектом, позволят увеличить объем глобальной экономики на $15,7 трлн. При этом, согласно прогнозам аналитической компании Technavio, мировой рынок биометрических систем распознавания лиц будет показывать среднегодовой темп роста на уровне 12,4% в период с 2021 по 2025 год, добавив рынку $3,78 млрд. Одна из основных и вполне реальных задач для Verigram – стать частью этого мирового тренда.